CULTURAL PROJECT
18.10
saint petersburg
08.09
GROUNDING
Art.ITMO.Residency
About Grounding
Today we're faced with a series of environmental problems: climate change, reduction of biodiversity, agricultural intensification, soil degradation. The relationship between human and nature has reached a critical point and needs to be deeply rethought. To rethink them we need an ability to think of ourselves as a part of nature, and of nature as a complex system of continuous interspecies interaction. The origins of ecological thinking can be traced to the soil science developed by V.V. Dokuchaev. He proposed to consider soil as an assemblage emerging from the interaction of living and inert matter. Considering the soil as a systemic phenomenon, Dokuchaev emphasized the equivalence of the contribution of biotic and abiotic actors not only to soil formation, but also to the creation of evolutionary history. V.I. Vernadsky has brought Dokuchaev's approach to a planetary level: the doctrine of the biosphere assigns living organisms, primarily man, a leading role in the transformation of the planet. This position requires the transformation of the mind from the state of the "mind-for-itself" into the "mind-for-the-Earth."

Grounding is a refocusing of one's sight, a search for new connections with matter under our feet. Grounding is force neutralizing the destructive potential of technologies. Synthesis between natural and technological is not a futuristic fantasy, but the given of the present. It is the responsibility for nurturing simbio-technological sprouts on the battlefield between manufactured by human and created by nature. The fabric of soil, woven of symbiotic bonds, can serve as the inspiration and foundation for realizing this responsibility.

Dokuchaev's legacy is the Museum of Soil. Its' collection is based on the diversity of soils and the history of their formation. Soil monoliths keep traces of the dynamic processes of the past: they form a special, frozen, temporality of the museum, where each object presents a fixation of history.

The inclusion of an additional artistic layer in the permanent exhibition allows to initiate a dialogue between the past and the future, global and local, visitors and museum exhibits. Declining generalization and distancing, the exhibition proposes to turn to locations themselves and to the possible ways of their sensory perception (Geographic Hall); to the connection between human and soil as a process of care, mediated by technology (Hall "Human and Soil"); and to the future, where scientific thought becomes a geological force that forms reality (Hall of the Noosphere), and material foundations determine thinking (The Cabinet).
Curators
Venues
Dokuchaev Central Soil Museum:
Saint Petersburg, Birzhevoy proezd, 6
Art.ITMO.Residency:
Saint Petersburg, Birzhevaya liniya, 16
Grigorii Kirgizov
Anna Kaplan
Victoria Gopka
grounding@itmo.ru
we are using cookies
ok
Close

культурный проект
18.10
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
08.09
ЗАЗЕМЛЕНИЕ
о проекте
Современность ставит нас перед лицом экологических проблем: изменение климата, сокращение биоразнообразия, интенсификация сельского хозяйства, деградация почв. Достигнув критической точки, отношения между человеком и природой нуждаются в глубоком переосмыслении. Это требует способности помыслить себя частью природы, а природу — сложной системой непрерывного межвидового взаимодействия. Истоки современного экологического мышления прослеживаются в науке о почвах, разработанной В.В. Докучаевым. Он предложил рассматривать почву как ассамбляж, возникающий в результате взаимодействия живого и косного вещества. Рассматривая почву как системный феномен, Докучаев подчеркивал равноценность вклада биотических и абиотических акторов не только в почвообразование, но и в со-творение эволюционной истории. В работах В.И. Вернадского подход Докучаева приобрел планетарные масштабы: учение о биосфере отводит живым организмам, в первую очередь человеку, ведущую роль в преобразовании планеты. Такое положение требует трансформации разума из состояния «разума-для-себя» в «разум-для-Земли».

Заземление — это перефокусировка взгляда, поиск новой связи с тем, что находится под нашими ногами. Заземление — это нейтрализация разрушительного потенциала технологий. Синтез природного и технологического — это не фантазия о будущем, а данность настоящего. Это ответственность за взращивание симбиотехнологических всходов на месте борьбы между созданным человеком и сотворенным природой. Сотканная из симбиотических связей ткань почвы может послужить вдохновением и фундаментом для реализации этой ответственности.

Наследием Докучаева стал музей почвоведения, основу коллекции которого составляют разнообразие почв и история их образования. Почвенные монолиты хранят следы динамичных процессов прошлого: они формируют особую, застывшую, темпоральность музея, где каждый экспонат является фиксацией истории. Включение дополнительного художественного слоя в постоянную экспозицию позволяет инициировать диалог между прошлым и будущим, глобальным и локальным, посетителями и музейными экспонатами. Отказываясь от обобщений и дистанцирования, выставка предлагает обратиться к отдельным локациям и способам их чувственного восприятия; к связи между человеком и почвой как к процессу циркуляции заботы, опосредованной технологиями; и к будущему, где научная мысль становится геологической силой, формирующей реальность, а материальные основания определяют мышление.

Проект «Заземление» является частью фестиваля Ars Electronica — одного из крупнейших мировых событий в области технологического искусства и сайнс-арта. Фестиваль Ars Electronica проходит с 1979 года в городе Линц. В 2020 году Ars Electronica впервые вышла за пределы Линца – события фестиваля проходили в десятках городов по всему миру. Тема Ars Electronica 2021 года – 'A New Digital Deal': цифровизация как новый вызов для общества. В условиях стремительных изменений, когда технологии все глубже пронизывают и трансформируют реальность, пришло время переосмыслить основания неустойчивого цифрового мира и найти в нем новую точку опоры.
команда
Алия Сахариева, директор Центра Art & Science ITMO

Христина Отс, куратор Art.ITMO.Residency

Алексей Феськов, технический директор

Ксения Горланова, архитектор

Екатерина Боглаева, PR

Екатерина Юдаева, SММ

Анна Эгамова, дизайнер

Виктория Романова, координатор

Ростислав Щтенников, инженер

МЕГАБАЙТ, студенческие медиа Университета ИТМО
Art.ITMO.Residency:
Санкт-Петербург, Биржевая линия, 16
Режим работы:
вторник - воскресенье, 12:00 – 21:00
Центральный музей почвоведения им. В.В. Докучаева:
Санкт-Петербург, Биржевой проезд, 6
Режим работы:
среда – пятница, 16:00 – 20:00
суббота– воскресенье, 12:00 – 19:00
площадки
Виктория Гопка
Григорий Киргизов
Ася Каплан
кураторы
grounding@itmo.ru
мы используем куки-файлы
ok
Close